Наткнулась на такую заметку:
"В начале марта в Уфе презентовали полнометражный фильм "Етеган", снятый по башкирской легенде о семи девушках. История "Етеган" режиссера Айсыуака Юмагулова представляет собой мюзикл, с народными песнями-легендами. На производство фильма потратили всего три миллиона рублей. Здесь башкирские традиции показаны через женские судьбы, как бы нанизанные на одну нить повествования. Судить о том, насколько картина стала популярна и понравилась зрителям, пока сложно: отзывов в сети о ней практически нет. Но фильм активно продвигают на местных телеканалах, как в самой республике, так и за ее пределами. Оказавшаяся в числе первых зрителей народная артистка СССР Гюлли Мубарякова заметила, что фильм сделан с большой любовью и это правильно — через фильмы "прививать молодому поколению уважение и любовь к земле, на которой оно живет"."Поискала. Действительно, нет отзывов. Разве что в ВК некий Ялиль Шаяхметов написал: "Фильм супер!", и я с ним полностью согласна. Это настоящее чудо, полное легенд, загадок и музыки. Для меня, человека, крайне восприимчивого, фильм стоит практически на одной ступени с моими любимыми историями от Акиры Куросавы, "Квайданом" -1964 г., "Черными кошками в бамбуковых зарослях" -1968 г.
Единственный недочет фильма, из-за чего он может остаться в нетах и будет не так популярен, - тем, кто не знаком с башкирскими легендами и сказками, мифами и домусульманскими верованиями, многое, что восхищает меня, останется за кадром. Будет не понятно. Эх, а жаль! Мне бы очень хотелось, чтобы его красота и неповторимость была оценена. Поэтому тут будет целый монолог)))) с видео и т.д.))).
Существует очень много сказаний и преданий о Семи Девушках. Для кого-то они стали радугой, для кого-то созвездием Етеган (Большая Медведица). В одной из версий или в одной из частей народной песни рассказывается о девушке, которая переодевшись парнем, поступила учиться в медресе. Когда же её разоблачили, она ради спасения чести утопилась. Кажется, есть корейская дорама с похожей историей, хотя там героиня остается жива. Это к слову.
Большинство сказаний рассказывают, что Семь Девушек были захвачены в плен, бежали и предпочли смерть плену: прыгнули со скалы в реку, когда их почти настигли враги.
В самом фильме история немного другая, а так, как я сторонница активного женского начала, то она мне очень нравится. За весь фильм только два диалога, всю атмосферу передают народные песни. Не знаю башкирского языка, поэтому не могу судить по текстам, правильно подобрано или нет. По самой музыке - правильно! Хотя слышала, что многих удивляет: зачем в сцене сражения и гибели героинь веселая музыка-рок? А как же иначе? Надо погибать с улыбкой, чтобы враги скрежетали зубами.
Здесь трейлеры фильма, чтобы немножко заинтересовать сюжетом.
фильм по мотивам башкирской легенды "Семь девушек" и народных песен.
Создатели, актеры, каскадеры и т.д.
производство студии "Р.И.Продакшн" при содействии ТО "Каракук.продакшн".
при поддержке: Министерства Культуры РБ, гранта Президента РБ, Телеканала БСТ, ГСМ-партнеров АЗС Газпром, АЗС Салават, круглосуточной типографии "А Плюс".
Над фильмом работали:
Режиссер постановщик Айсыуак Юмагулов
Оператор постановщик Исхаков Рияз
Второй режиссер Эдуард Галлеев
Сценарий Алтынай Бурина, Ирина Хужина
Раскадровка Диана Фахрисламова
Второй оператор Виталий Махеев
Гафер Ренарт Абдулов
Администраторы: Артем Косар,
Алия Шарипова, Руслан Мамлеев
Художник декораций Зинира Фатхуллина
Художник по костюмам Ильдар Гатауллин
Реквизит, костюмер Сабиля Зайнуллина, Гульфия Гайсина
Постановщики: Фаиль Фахретдинов , Анвар Сулейманов, Денис Тагиров, Рафис Тагиров.
Бригадир постановщиков Халитов Замир
Водитель Владимир Тимофеев
Буфет Замира Фахретдинова
Композиторы Урал Идельбаев, Марат Файзуллин
Главный звукорежиссер Марат Файзуллин
Монтаж Рияз Исхаков
Постпродакшн Айдар Даминов
Линейный продюсер, ассистент по монтажу Тимур Абдуллин
Продюсер Рияз Исхаков
В главных ролях снимались:
Алтынай Бурина
Наркас Гайфуллина
Регина Баракова
Венера Ягафарова
Айсылу Юмагулова
Дания Губайдуллина
Лиана Хабибуллина
Сайфуллин Риф
Габитов Фарит
Хазигалеев Закуан
Халитов Замир
Нугуманов Ратмир
Билалов Айтуган
Нургалин Загит
Роли второго плана
Умурзакова Фаузия.
Газизова Алия
Ахтямов Асхат.
Ахтямова Нафиса
Абдуллина Клара
Султанова Ляйсян
Галлеев Эдуард
Юмагулов Айсыуак
Ахметшин Юлай
Рафаэль Амантаев
Музыканты группы «Аргымак»
Рамазанов Ринат
Рамазанова Алиса
Усманова Динара
Назиров Айрат
Нухов Аяз
Каскадеры:
Ахметов Зульфар
Мурзабулатов Виль
Галиахметов Ринат
Заиткулов Ильгиз
Тайсин Рустам
Конные трюки:
Комарова Анна
Габдуллина Лиля
Бикмурзина Зубаржат
Творогова Варвара
Использованы музыкальные произведения:
«Семь девушек» Диана Ишниязова
«Алпамыша» Ильгам Байбулдин
«Айхайлюк» Гульсум Бикбулатова
«Алпамыша» Этно-рок группа «Аргымак»
«Кыз бала» Алим Каюмов
«Колыбельная» Наркас Гайфуллина
«Гумерлек мммм» Ирада Фазлаева, Артур Кунакбаев
« Любовь-вечность» Урал Идельбаев
«Магисарвар» Лайсан Шарипова
«Таштугай» Светлана Хакимова
«Вокализ» Диляра Идельбаева
«Хауа» Марат Файзуллин
«Бер алманы бишка булаек» Алсу Сафина
«Бала карга» Линара Гадельмурзина
Так же в фильме использованы композиции и народные песни аранжированные Уралом Идельбаевым и Маратом Файзуллиным.
------------------------------
Р.И.Продкашн 2014
ТО Каракук.продакшн 2014Фильм начинается с прекрасного пейзажа, водной глади. Знаменитый танец "Ете кыз", и в чистой воде - женские украшения вместе с оружием. Оружие меня сначала удивило. Конечно, я в курсе, что башкирские женщины владели мечом и луком, воевали, не даром селтэр-нагрудник и кашмау-шапочка замужних женщин напоминает части воинских доспехов. Но кто бы мог подумать, что создатели фильма покажут нам амазонок????
содержание фильма, как я его поняла
Итак, живут в одном роду семь молодых особ, будем говорить так, потому что из семи девушек три замужние женщины. Возможно, кое-кто из девушек и женщин связан кровными узами - родные или двоюродные сестры. Точно об этом не сказано. Скорее все они подруги, очень близкие.
Чтобы нам не путаться с героинями, то мы их обозначим:
1. Охотница. Она скорее всего дочь главы рода.
2. Девушка с пращой. По другому не скажешь.
3. Соперница девушки с пращой и её сестра(подруга)
4. Подруга, как я поняла, всех трех девушек. О ней мало показано.
5. Мать близнецов (1-я замужняя женщина).
6. Мать младенца (2-я замужняя женщина)
7. Новобрачная, если судить по костюму (3-я замужняя женщина). О ней тоже мало показано.
Нужно сказать, что башкирские домусульманские верование - это тенгрианство, культ Голубого Неба -
ethnicskazakhstan.wordpress.com/%D1%82%D0%B5%D0...
Так что и в фильме мир, как бы состоит из трех частей: Небесный Мир, где обитают боги, души умерших предков (не все!), туда человек может попасть во сне; Мир Людей, где и происходят все события, куда боги спускаются, чтобы полюбоваться на игрища, праздники, порадоваться вместе с людьми; Подземный Мир, где обитает всё злое, болезни, невыкупленные жертвами души и куда человек может попасть через туман или воду. Вода и туман у башкир почти всегда связаны с волшебством и часто недобрым.
Девушка с пращой спит, она в Небесном Мире. Всё чистое, сияющее, белое. Видно огромного великана, сначала я думала, что это сам высший бог Тенгри, но оказалось, что это богатырь Алпамыша. Парни пытаются попасть из лука в солнце, но никому этого не удается. А среди них - Он, тот, в кого она влюбилась. Девушка с пращой тоже пытается попасть в цель из своего оружия и - попадает! От солнца откалывается кусок и становится луной ( башкирский миф). Конечно, любимый замечает её, подходит. Девушку с пращой переполняет такое счастье!
Эх, не во время Соперница и Подруга затеяли примерку украшений, в том, числе и кашмау. Не во время бабушке понадобилась помощь по хозяйству. "Сколько можно спать? Ну-ка, кызлар, вставайте, прекращаете шалить, принимайтесь за дела!"
Девушка с пращой идет за водой, а навстречу гонит стадо коней Пастух. "Ты выйдешь за меня?" - спрашивает он её. Но она-то влюблена в другого, зачем ей этот парень?
Охотница тем временем едет по лесу, который принадлежит её роду, нам даже показали тамгу - знак, которым означали родовые владения, стада и другое. Кто-то чужой охотится в лесу на оленей. Метко пущенная стрела останавливает мужчину, и, тот, то ли чтобы наказать обидчика, то ли просто посмотреть, кто вспугнул его добычу, скачет за Охотницей. Это уже обрядовая игра "Догони девушку". Догнал, шутит, протягивает стрелу смущенной всаднице. Что лучше курая расскажет о внезапно вспыхнувшем чувстве, особенно если на нем играет настоящий музыкант?Охотница прежде, чем уехать, незаметно оставляет свой платок. "Жду сватов!"
Только не судьба выйти Охотнице за любимого Кураиста. Богатый бай привез подарки отцу, щедрый калым платит за невесту, чтобы породниться еще с одним родом. А то, что невеста оказалась молодой красавицей, так еще лучше. У Охотницы нет выбора. Нельзя идти против родителей, против рода. Ведь если придет беда, то поможет богатый муж дочери. Родня!
А у Девушки с пращой свои беды и горести. Видит она, как любимый ухаживает за Соперницей. Как быть? Что делать? Разлучить? Но Соперница не чужая ей, близкая подруга и даже сестра.
Соперница вся сияет от любви. Она совсем не замечает горя своей подруги, видит только любимого.Он дарит ей серебряный браслет. Серебро, считали башкиры, отгоняло злых духов, беды, оно ценилось выше золота.
В фильме есть эпизод, когда парень и девушка оставляют белые камушки на обломоке известняка у дороги или берегу реки. Это немного похоже на традицию в Тибете оставлять на перекрестках троп или на перевалах кучи камней - мани-вале. Подношения богам? Или это как обещание друг другу соединить свои судьбы?
Вся неспешная жизнь на летнем пастбище, все горести и радости обрывает тяжкая весть: война. И мужчины собираются, чтобы защитить соплеменников. Вот братья-близнецы вскарабкались на коня к отцу:" Возьми нас с собой, мы уже большие!" Вот Мать младенца помогает одеть доспехи мужу. Долг прежде всего. Девушка с пращой видит, как не могут расстаться Соперница и её любимый. Оглядывается вокруг, понимая, что если сама не может стать счастливой, то надо сделать счастливой другого человека - Пастуха. Вон, он с оружием сидит на коне. Девушка с пращой отдает ему свои белые камушки. Пусть он встретит врага, зная, что любим, что его ждут.
А богатый бай откочевал от войны подальше, не хочет помогать новым родственникам. Много у него жен, но самая тяжелая работа достается младшей жене - Охотнице. День и ночь крутит она ручку тяжелых жерновов, мелет зерна, а сама думает о Кураисте. Как он? Что с ним? Вернулся бай, привез две лисьи шкуры. Красивые, богатые! Кому? Какой жене подаришь? Подарит младшей, только бы улыбнулась, только бы в темных глазах загорелось пламя любви. Нет, не загорится, другого любит. Не купишь её подарками. И бьет рассерженный мужчина Охотницу камчой со всей силы: покоришься! Только на следующее утро уходит она от богатого мужа. Уходит не нарядной невестой, а бедно одетой странницей. Долог её путь, через леса, горы и болота. Чует сердцем, что нависла над Кураистом беда.
Пока мужчины бьются с врагом, женщины в ожидании занимаются домашними делами. Никто с них не снимал этих забот. Вот делают все вместе войлочный палас. Нечаянно проливается на белый войлок что-то красное из плошки, ( я поняла, что это краска), а Матери близнецов кажется. что это кровь растекается по одежде мужа. Беда!
Едет Мать близнецов сквозь туман в лесу и видит: стоит муж на коленях, бледный, вся одежда в крови. (На самом деле это душа Матери близнецов попадает в Подземный Мир, сама женщина в беспамятстве находится рядом с перепуганными подругами). Как спасти мужа? Разве что отдать своё сердце. Мать близнецов так и делает. Приносит очищающую жертву. Теперь ее муж не останется в Подземном мире, не станет добычей злых сил, уйдет к душам предков, к Великому Тенгри.
Охотница между тем приходит на поле битвы. Никого из рода не осталось в живых. И Кураист убит. Нет у неё время оплакивать павших, вокруг враги. Обирают погибших, делят добычу. Охотница натягивает лук любимого и убивает одного из врагов, а потом бежит в родное кочевье, чтобы сообщить страшную весть - все погибли. Нет больше мужчин в роду, способных держать оружие, остались только немощные старики и дети.
Значит, пришел черед женщин встать против врага. И семь подруг дают клятву отомстить, умереть, но не дать погибнуть роду. А о близнецах и младенце позаботятся, вырастят и расскажут, как погибли их отцы и матери.
Конечно, семь женщин не препятствие для разбойников, пришедших на землю рода, но пока оставшиеся в живых убегут, спрячутся, Семь Девушек сдержат врага. Наивно? Пафосно? А если я скажу вам, что так и жили в те времена? Род, семья были главным, их защищали, о них заботились.
Конечно, Семь Девушек предпочли смерть плену - прыгнули со скалы и утонули. Только они не исчезли совсем. Они попадают в Небесный Мир. Там играют свадьбу Девушки с пращой и Пастуха, там встречаются все, кто был разлучен. И семь девочек в белых одеждах - созвездие Етеган, - весело играют, слышна детская считалка на башкирском. Жизнь продолжается... Жизнь спасенного от истребления рода.
Вот такая история, рассказанная почти без слов. И если у кого-то будет возможность посмотреть фильм, то посмотрите. Не пожалейте.