Сила в иррациональности.«Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью».Однако высказывание Отто фон Бисмарка несколько глубже, чем может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, «железный канцлер» вряд ли хотел выказать неуважение к стране, с которой он всю свою жизнь искал прочного союза и пытался предугадать действия России в хитросплетениях европейской политики.
читать дальшеВ одном из эпизодов своей яркой карьеры будущему канцлеру выпала честь поработать в Санкт-Петербурге на дипломатическом поприще послом Пруссии (это было расценено современниками в качестве высылки), где он близко сошелся с вице-канцлером Горчаковым, что, по-видимому, и оказало решающее влияние на всю последующую политику бисмарковской Германии.
Отмечу главное, что понял и усвоил Бисмарк: предугадать действия русских практически невозможно, поэтому с ними лучше не враждовать, а еще лучше – дружить и учиться у них человеческому отношению к людям другой культуры:
«Англичане ведут себя в Азии менее цивилизованно, чем русские; они слишком презрительно относятся к коренному населению и держатся на расстоянии от него... Русские же, напротив, привлекают к себе народы, которые они включают в свою империю, знакомятся с их жизнью и сливаются с ними».
Впрочем, Бисмарк не оригинален даже на фоне заморских персонажей, как известных, так и не очень:
«Русскому человеку XX века, отцом которого был славянофил XIX в., а дедом – истый православный, легко было стать убежденным марксистом. При этом не возникало необходимости изменять унаследованное им отношение к Западу. Для русского марксиста, как и для славянофила, и православного Россия всегда святая Русь, а Запад навсегда погряз в ереси, коррупции и разложении.
Марксизм – мировоззрение, позволяющее русскому народу сохранять неизменным свое негативное отношение к Западу и в то же время развивать Россию, чтобы уберечь ее от завоевания уже развитым Западом – это ниспосланный свыше дар богов, упавший в руки русского народа – избранника.
Советский Союз, как и великое Княжество Московское в XIV в. воспроизводят характерные черты Византийской империи, а в ней церковь может быть хоть христианской, хоть марксистской, лишь бы она служила интересам государственного управления. Под распятием и под серпом и молотом Россия – та же святая Русь, а Москва – Третий Рим». (Арнольд Тойнби, англ. историк: «Цивилизация перед судом истории»).
«Русское чувство братства не следует путать с понятием стадности. Русский — это не человек толпы, он высоко ценит свободу человеческой личности. Но его понятие о личности не совпадает с европейским, скроенным по образцам Рима и Ренессанса. Идеалом личности на Западе является сверхчеловек, на Востоке – всечеловек…
Русской национальной идеей является спасение человечества русскими. Она уже более столетия действенно проявляется в русской истории – и тем сильнее, чем меньше осознается. Гибко вписывается она в меняющиеся политические формы и учения, не меняя своей сути.
При царском дворе она облачается в самодержавные одежды, у славянофилов – в религиозно–философские, у панславистов — в народные, у анархистов и коммунистов – в революционные одежды. Даже большевики прониклись ею. Их идеал мировой революции – это не резкий разрыв со всем русским, в чем уверены сами большевики, а неосознанное продолжение старой традиции; это доказывает, что русская земля сильнее их надуманных программ.
Если бы большевизм не находился в тайном согласии по крайней мере с некоторыми существенными силами русской души, он не удержался бы до сего дня... В большевизме просвечивает чувство братства, но в искаженном виде, ... однако вполне заметное — это существенный признак русскости, от которой не может избавиться даже русский коммунист». (Вальтер Шубарт, нем. философ и историк: «Европа и душа Востока»).
«Россия, бесспорно, обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она подчинила силой... Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами...
Я вспоминаю церемонию встречи царя в Баку, на которой присутствовали четыре хана из Мерва в русской военной форме. Это всего лишь случайная иллюстрация последовательно проводимой Россией линии... Англичане никогда не были способны так использовать своих недавних врагов». (Лорд Джордж Керзон (1859–1925), вице–король Индии, а затем министр иностранных дел Великобритании).
Таким образом, можно констатировать глубокое различие в русской ментальности с ментальностью западной, что и явило миру знаменитое тютчевское:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».
А теперь перенесемся в современное время и попробуем разобраться, что же осталось от той России, в которую можно «только верить»? Прививка рациональными потребительскими ценностями была бурной, крайне разрушительной и, казалось бы, необратимой.
Однако для любого, хоть чуть-чуть имеющего представление о «русской душе», ренессанс неприятия формулы «ничего личного, просто бизнес», был абсолютно закономерным.
Волна иррационального недовольства смела первого президента Ельцина, заставив извиниться за содеянное, и вынесла на поверхность доселе малоизвестного полковника КГБ, уже успевшего отметиться первой своей крылатой (и понятной всем русским) фразой: «найдем в сортире, будем мочить в сортире».
Случайность – высшее проявление закономерности, поэтому даже не стоит пытаться подвергнуть сомнению правомерность выбора: Россия сама выдвинула из своих рядов самого нужного ей человека.
Мир сразу напрягся и задался вопросом: «ху из мистер Путин?»
Не знаю точно, правда или нет, но именно в Германии я слышал (хотя и не от очевидцев), что в бытность работы в ГДР заместителем начальника местного отдела КГБ, когда начался бурный процесс объединения Германии, молодой подполковник, расставив бойцов по окнам здания, в одиночку вышел к пятитысячной разъяренной толпе, уже успевшей разгромить здание Штази.
Затем он сказал на чистейшем немецком всего несколько слов: «мой долг защищать собственность моей страны, нас не много, но у меня и моих бойцов оружие, которое мы применим не задумываясь», затем развернулся и медленно пошел ко входу по ступенькам вверх.
Толпа молча смотрела ему в спину, а на спине подполковника по рубашке медленно расплывалось темное пятно. Толпа ушла громить соседние здания…
Я ничуть не сомневаюсь, что история эта про нашего президента, все поведение которого не укладывается ни в какие рациональные рамки, и способного на чрезвычайно точные иррациональные поступки, особенно в моменты большого эмоционального напряжения.
Точно так же, как и русский народ способен максимально сплотиться в чрезвычайных ситуациях, когда почти во всем мире принято сдаваться на милость победителя. Когда затонула подлдка «Курск», было много непонимания, почему Путин не позирует перед телекамерами, бурно выражая сочувствие родным и близким.
А Путину просто было не до этого, он делал все возможное и невозможное и лишь когда надежды на спасение иссякли, публично разделил горе со всеми.
Будучи премьером, он практически не находился в Белом доме, а лично запускал новые производства по всей России, а когда случалась беда, приезжал в самые жаркие точки.
Да, была жесткая публичная «мюнхенская речь», породившая афоризм о «дядях в пробковых шлемах», да, были ежегодные многочасовые телемарафоны, проливающие свет на личность и мировоззрение Владимира Путина, как человека. Однако не кажется ли вам, что в современном мире для публичного руководителя такого уровня всего этого маловато?
Ведь до сих пор остается главный и уже практически «вечный» вопрос: «ху из, мистер Путин?» Да, пожалуй, действительно маловато, особенно для тех, кто хотел бы видеть Россию предсказуемой.
Для того, чтобы было легче просчитывать свои действия по сдерживанию и нейтрализации. Это логично и рационально, более того – это жизненно необходимо нашим «злейшим друзьям», но не дай Бог России иметь рационального и предсказуемого лидера, ведь уже тысячу лет сила России – в иррациональной непредсказуемости. Впрочем, никакой рациональный лидер долго у власти в России и не продержится.
Очень точно подмечено: «когда Путин говорит, можно заслушаться, когда он молчит, можно обо...ся». Но верно и другое: Путин сначала делает шаг, а потом говорит, и пока все бурно обсуждают произошедшее, удивляясь очередной непредсказуемости, он уже делает следующий шаг.
Для современной западной бюрократической демократии, подобное поведение абсолютно необъяснимо и каждый раз провоцирует обострение когнитивного диссонанса, толкая на странные поступки, типа санкций, бьющих по самим себе.
Испугаться подобного можно только в силу абсолютного непонимания устройства современной глобальной экономики, в которой Россия держит контрольные пакеты во всех ключевых отраслях: финансы, рынки сбыта ТНП, сырья и даже космоса. Прибавьте к этому еще многократно возросший военный потенциал и вы поймете – граждане России могут спать спокойно.
Однако такая ситуация возникла не сама по себе, а стала следствием последовательной и жесткой политики, проводимой Владимиром Путиным вот уже скоро 15 лет, начиная с назначения его премьером в 1999 году.
Я сейчас пишу эти строки далеко в Баварии, в небольшом городке в предгорьях Альп. Поверьте на слово, простые люди с жадностью ловят каждое слово президента России, с которого начинается любой новостной блок.
А в глазах людей во весь рост все тот же «вечный» вопрос: «Ху из мистер Путин?» Пардон, я все-таки в Германии: «Wer bist du, Herr Putin?» Это, кстати, основная причина, по которой я впервые пишу о Владимире Путине.
...А в это время по дорогам России бороздят горизонты добротные германские автомобили с Георгиевскими ленточками и надписями «Спасибо деду за Победу!»
С Праздником Великой Победы!
Александр Дубровский.
ссылка -
vz.ru/club/2014/5/9/685868.html